Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Лиственничная аллея
Лиственничная аллея
Таким образом, большинство академических общежитий сосредоточилось вдоль Лиственничной аллеи. Эта уникальная московская улица заслуживает самого пристального внимания. Долгие годы она служила основной дорогой, по которой обеспечивался подъезд к усадьбе Петровско-Разумовское, к Петровской, а затем Тимирязевской академии. От Дмитровского шоссе аллея нацеливалась точно в середину усадебного дома, а впоследствии – главного учебного корпуса, ведущая от Дмитровского шоссе прямо к главному зданию. А оттуда открывался путь в Коптево, Михалкове, к возникшему в конце 20-х годов автотракторному (НАТИ), а затем автомоторному (НАМИ) институту. Словом, аллея была важной транспортной магистралью. Именно по аллее проходили первые автобусные маршруты, проложенные в окрестностях академии – № 32, а потом № 87.
Но главным достоинством аллеи являлась вовсе не ее транспортная функция. В полном соответствии с названием прямую как стрела аллею с двух сторон окаймляли ровные ряды лиственниц – деревьев исключительно красивых, но капризных и потому довольно редких в Москве.
Повернуть основную планировочную ось академического комплекса, направив ее перпендикулярно Лиственничной аллее, попытался Б. М. Иофан. До того, как получить всемирную известность в качестве автора проекта величественного Дворца Советов, он в конце 20-х – начале 30-х годов работал архитектором Тимирязевской академии. На этом посту он разработал генеральный план дальнейшего развития академии. На конкурсе, прошедшем в 1930 году, проект Иофана был признан лучшим. Осью нового ансамбля учебных зданий должен был стать широкий бульвар, направленный перпендикулярно Лиственничной аллее и тянущийся на юг до точки, где Красностуденческий проезд пересекается трамвайной линией[145]. Такое решение позволяло разгрузить узкую Лиственничную аллею и открыть новое планировочное направление для развития академии в далекой перспективе.
Вдоль бульвара предполагалось строительство десятка сооружений, выдержанных в стиле конструктивизма. Реализация плана была рассчитана на пять лет. Начиналась она вполне успешно. Стройка проводилась с места пересечения новой планировочной оси и Лиственничной аллеи. Поэтому первые здания, строительство которых началось в том же 1930 году, получили номера по этой улице[146]. Так, химический корпус стал домом № 6 по Лиственничной аллее, колхозный получил № 2, административный стал № 3.
Далее планировались физический, совхозный, библиотечный и прочие корпуса. Крупнейшим зданием комплекса должен был стать большой аудиторный корпус. В нем размещались две аудитории – Большая и Малая. Впрочем, даже Малая была таковой только по названию. Ее вместимость планировалась на уровне пяти сотен слушателей. В соответствии с внутренним содержанием план здания проектировался в виде двух парабол, соединенных переходом. Перекрытия аудиторий также выполнялись в форме параболы.
Остальные сооружения были лишь схематично намечены на генеральном плане.
К сожалению, как это часто случалось в то время, проект оказался слишком грандиозным. Именно широкий размах, не отвечающий реальным возможностям, привел к прекращению работ по реализации проекта после сооружения первых трех корпусов. Остался на бумаге и широкий бульвар. Осью академического комплекса по-прежнему осталась Лиственничная аллея[147].
В самом начале аллеи в конце 70-х годов появилось невысокое, почти квадратное в плане здание библиотеки. Его спроектировали архитекторы 4-й мастерской Гипровуза С. Герасимов, С. Осипов, инженеры Г. Комарский, И. Вайнштейн, И. Давидов под руководством Н. Устиновича и Ю. Бедунова[148].
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы