Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления

Нижне-Дмитровское шоссе

Нижне-Дмитровское шоссе

За путепроводом, переброшенным через пути Октябрьской железной дороги, лежит, пожалуй, один из самых скучных участков Дмитровского радиуса. В 1929–1955 годах этот отрезок, заключенный между пересечениями с Октябрьской и Окружной железными дорогами, именовался Нижне-Дмитровским шоссе. Возможно, происхождение этого названия связано с лежавшей поблизости деревней Нижние Лихоборы. Выделение этого участка было совершенно искусственным, нумерация домов сохранялась единой вдоль всего шоссе, и потому включение Нижне-Дмитровского в состав Дмитровского шоссе особых проблем не вызвало.

Вплоть до середины 50-х годов местность вдоль Нижне-Дмитровского шоссе была вполне сельской – вокруг лежали пашни и огороды. Тем удивительнее было появление в 1934 году амбициозного проекта сооружения здесь обширного квартала многоэтажных жилых домов.

Какая необходимость имелась в их строительстве на глухой окраине, в отдалении от городских инженерных сетей, сегодня сказать трудно. Но, очевидно, у заказчиков – треста «Мясохладострой» и 1-го деревообделочного завода – имелись определенные соображения на сей счет. Новая застройка должна была занять всю площадь трапеции, ограниченную с запада Дмитровским шоссе, с юга 3-м Нижнелихоборским проездом, с востока и севера – Савеловской и Окружной железными дорогами. Согласно эскизной планировке, выполненной архитектором 7-й архитектурно-проектировочной мастерской Моссовета М. И. Рязановым, по периметру жилого массива должны были вырасти шесть больших зданий. В самом эффектном, своим полуциркульным фасадом замыкающем северо-западный угол квартала, предполагалось разместить клуб и столовую. Во дворе размещались детский сад и ясли, небольшой стадион[155]. Однако к первой очереди строительства были отнесены более утилитарные постройки – баня, прачечная и пятиэтажный жилой дом (их спроектировал все тот же Рязанов). Жилой дом, числившийся тогда под № 84–86, а ныне № 54 корпус 1 подвели под карниз в 1936 году[156]. Его внешний облик оставляет странное впечатление. Над первым этажом, трактованным как цоколь, на высоту двух этажей поднимаются какие-то подобия пилястр. Их присутствие лишено всякой архитектурной логики, поскольку они не пытаются даже имитировать какую-либо работу. Они не поддерживают ничего, хотя бы легкого карниза. А верх вообще оставлен без обработки – его украшают лишь маленькие полукруглые балкончики на четвертом этаже. Видимо, как это обычно бывало, финансовые затруднения заставили заказчика уже в ходе строительства удешевлять проект путем упрощения отделки. Дальнейшее строительство было вовсе прекращено, и дом № 84–86 еще двадцать лет одиноко торчал среди сельских домиков и деревянных бараков.

Интерес к застройке Нижне-Дмитровского шоссе вновь возник лишь в середине 50-х годов. Сотрудники магистральной мастерской № 7 (руководитель Д. Бурдин), разрабатывая проект застройки и планировки Нижне-Дмитровского шоссе, задумали на одном из участков магистрали создание жилого комплекса, состоящего из двух групп пятиэтажных домов, симметрично расположенных справа и слева от центрального корпуса, несколько отступающего от улицы. Такое решение, хотя и не представляло собой особого достижения творческой мысли, было вполне допустимым. Однако к дальнейшей проработке проекта, в первую очередь к проектированию размещения в домах предприятий торговли и бытового обслуживания, архитекторы отнеслись чисто формально, спустя рукава.

В середине первого этажа дома № 79–81, расположенного слева от оси квартала, они наметили разместить небольшую булочную, а в глубоком цоколе, образующемся на торце дома из-за резкого перепада рельефа, – овощной магазин со входом из центрального курдонера и с подвальными окнами, выходящими на шоссе. В симметричном корпусе справа первый этаж собирались отвести под библиотеку и отделение милиции. Наконец, в центральном здании под жилыми квартирами должна была обосноваться детская поликлиника. В подобном размещении предприятий торговли и обслуживания трудно было усмотреть какую-либо логику или заботу об удобствах жителей. Авторы проекта ограничились построением симметричного генерального плана и привязкой к нему типовых домов, в которые они по мере возможности постарались запихнуть минимальный набор магазинов и прочих учреждений[157].

Левая сторона шоссе к северу от перекрестка с 3-м Нижнелихоборским проездом застраивалась уже в 60-х годах типовыми пятиэтажными домами.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.155. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз