Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Судьбы крутые повороты
Судьбы крутые повороты
Но все пошло не так, как замышлялось. Дмитровскому радиусу снова не повезло. Бегло ознакомившись с заданием, потенциальные конкурсанты изъявили свое недовольство избранным для выставки участком. Заболоченность низменной долины Жабенки требовала проведения осушительных работ. Главной проблемой становилась плотная застройка. Ранее сделанные прикидки затрат на освобождение территории от жилья оказались сильно заниженными. На самом деле требовалось переселять 6–10 тысяч человек – население небольшого города. Прочие отрицательные стороны Коптевско-Лихоборского участка, представлявшего длинную, неправильной формы полосу, выявились, когда архитекторы уже приступили к планировочным наметкам.
Главную группу сооружений – здание Дома колхозов и выставочные здания – вынужденно приходилось располагать не в центре участка, а на самом его краю; проектируемый Северный канал хотя и должен был украсить окрестности, но проектировщикам и строителям только добавлял хлопот, так как через него требовалось перебрасывать крупные мосты. Участок разрезала нынешняя Михалковская улица, которая должна была превратиться в важную городскую магистраль.
Пришлось в спешном порядке рассмотреть новые варианты размещения выставки – в Сокольниках, Лужниках, на Поклонной горе. Но все они по тем или иным причинам были сочтены неподходящими.
Для Коптевско-Лихоборского участка вновь забрезжил луч надежды. За доказательство его оптимальности в качестве места будущей выставки взялся архитектор С. С. Кукушкин, который много работал по заказам Тимирязевской академии и прекрасно знал прилегающие территории. Он предложил значительно сократить площадь выставки – с 450 до 300 гектаров, и провести ее границы так, чтобы они тщательно обходили границы окрестных поселений. Выставочная территория узкой полосой вытягивалась от Ленинградского (в районе нынешней станции метро «Войковская») до Дмитровского шоссе (в районе нынешней станции метро «Петровско-Разумовская»). Отводимая под выставку территория проходила вдоль нынешней улицы Зои и Александра Космодемьянских, захватывала часть лесопарка Тимирязевской академии в районе Академических прудов, а основная ее часть располагалась на опытных полях между Михалковской улицей и Дмитровским шоссе.
Болотистость участка подавалась не как недостаток, а как достоинство, позволявшее демонстрировать приемы земледелия в разных природных условиях. Разнообразие рельефа, наличие прудов и реки Жабенки позволяло развернуть такие отделы, как мелиорация, гидротехника, рыболовство, добыча торфа.
Кукушкин предлагал разместить выставку на трех связанных между собой участках. Первый составляла все та же долина Жабенки (примерно 140 гектаров), где можно было развернуть экспозиции национальных республик, а также павильоны гидротехники, механизации сельского хозяйства, мелиорации, промышленности. Здесь же располагалась главная площадь, куда попадали посетители с Октябрьской железной дороги, Дмитровского шоссе. Оттуда открывалась прекрасная панорама выставки. Средняя часть (примерно 40 гектаров) лежала у Академического пруда, где должна была появиться зона отдыха и физкультуры. Последняя, западная часть (примерно 20 гектаров) отводилась под пасеки, экспозиции плодоводства, растениеводства. Вдоль Окружной дороги размещались строения животноводческого отдела. При этом отходы животноводства могли вывозиться на примыкавшие поля.
Сильная растянутость территории также оценивалась как вполне оправданная, поскольку создавала естественное деление на самостоятельные отделы, хорошо ориентировала посетителя и не создавала тесноты. Вновь главным доводом в пользу долины Жабенки стала возможность эффективного использования построек выставки после ее закрытия – в качестве прекрасных лабораторий, опытных участков и музеев для десяти втузов и научно-исследовательских институтов, расположенных в учебном городке академии[154].
Вновь подчеркивалась прекрасная обеспеченность транспортом – четыре железные дороги окружали участок со всех сторон. Движение городского транспорта могло осуществляться как по Ленинградскому, так и Дмитровскому шоссе.
И все-таки даже этот, новый вариант был сочтен неподходящим. Рассмотрев его достоинства и недостатки, специалисты 4-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета, активно занимавшиеся выбором участка для выставки, дали отрицательное заключение. Причинами стали сильная растянутость, сложный рельеф, трудности организации внутривыставочных сообщений. В заключении отмечалось, что соседство с академией, помимо достоинств, имело и недостатки, так как согласование ее бессистемно разбросанных построек со строгой планировкой выставки представляло собой неблагодарную задачу.
В противовес отвергнутому варианту специалисты той же 4-й мастерской предложили новый участок для выставки – на сей раз в Останкине. После недолгих обсуждений, в ходе которых его точное местоположение несколько раз сдвигалось в разных направлениях, именно он был выбран в качестве территории для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Вследствие этого усилия московских архитекторов сосредоточились на застройке ведущего к Останкину радиуса – 1-й Мещанской улицы и Ярославского шоссе.
А Дмитровское шоссе после недолгого всплеска внимания к его реконструкции вновь вернулось в ряды второстепенных с градостроительной точки зрения магистралей.
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы