Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Не тупой тупик
Не тупой тупик
С севера тюремную территорию ограничивает Горлов тупик. В полном противоречии со своим статусом этот городской проезд вовсе не является тупиковым. Из него можно без особых проблем выбраться на Новолесную улицу по узкой извилистой дорожке. Еще в конце XX века она гордо именовалась Минаевским проездом. Странным был этот проезд. Во-первых, недоумение вызывало само название, так как несколько одноименных переулков и проездов было сосредоточено по другую сторону Новослободской – между Тихвинской и Новосущевской улицами (тогда все они именовались не Минаевскими, а Миняевскими). Во-вторых, удивительной была его первоначальная трасса. Ответвляясь под острым углом от Новолесной улицы, он неожиданно совершал поворот почти на 90 градусов и снова впадал все в ту же Новолесную. В конце 60-х – начале 70-х годов все жалкие постройки в округе были снесены, на их месте поднялось несколько крупных жилых домов, захвативших и сам проезд. От него осталась только завершающая часть, получившая взамен связь с Горловым тупиком. Этот огрызок просуществовал еще несколько десятилетий, пока не был разжалован в самый обычный безымянный дворовый проезд.
Но возможность транзита по Горлову тупику не ограничивается невезучим бывшим Минаевским проездом. Из него можно свободно выехать в Карелин проезд, выходящий прямо на Бутырский Вал. Сей проезд пересекается двумя очень чудными переулками. Первый, носящий название Порядкового, изгибается причудливым зигзагом вокруг школьного участка (сама школа построена в 1937 году по проекту архитектора К. И. Джуса) и впадает в Новослободскую улицу между домами № 55 и № 57. Впадение это настолько скромно, что даже многократно проезжавшие по Новослободской москвичи не подозревают, что обычный на вид въезд во двор на самом деле является настоящим переулком!
Не менее забавен и второй, Угловой переулок. Свое начало он берет не от улицы, не от переулка, а просто во дворе жилых домов. Проходя параллельно Бутырскому Валу, он затем как бы раздваивается. Свернув направо, можно попасть на Новослободскую, двинувшись налево – выйти на Бутырский Вал. Официальным продолжением переулка считается правое, а левое вроде бы как вообще не существует. При этом заметное транспортное значение имеют только два разветвления – по ним пролегает троллейбусный маршрут, а основная часть переулка фактически служит обычным дворовым проездом.
Но как бы ни легко было выехать из Горлова тупика, быстро расставаться с ним и забираться в путаницу Угловых и Порядковых переулков не следует. Дело в том, что в так называемом тупике есть чрезвычайно интересное сооружение – бывший гараж Исполнительного комитета Коммунистического интернационала (ИККИ). Приземистое, изогнутое дугой сооружение с бессистемно разбросанными по фасаду окнами вызывает ассоциации со знаменитыми постройками аналогичного назначения, спроектированными К. С. Мельниковым – на Сущевском валу, Авиамоторной улице, улице Образцова. Предположение о том, что без Мельникова проектирование гаража ИККИ не обошлось, подтверждают хранящиеся в архиве проектные чертежи[55]. Правда, подписи архитектора на них нет, но вышли они в 1936 году из архитектурно-проектировочной мастерской Моссовета № 7, руководителем которой состоял Константин Степанович. Его постоянным соавтором по части гаражей выступал В. И. Курочкин, поэтому можно допустить, что основной объем проектирования выполнен именно этим архитектором, а общий замысел сооружения вполне мог быть плодом совместного творчества обоих зодчих. Странно, что многочисленные поклонники лидера так называемого архитектурного авангарда до сих пор не обратили своего пристального внимания на гараж в Горловом тупике.
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы