Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Счастливый шанс
Счастливый шанс
Влияние Тимирязевской академии на судьбу Дмитровского радиуса было столь велико, что в 1935 году именно благодаря ей он получил вполне реальный шанс превратиться в один из лучших городских проспектов. Именно тогда было принято решение об организации в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), причем местом ее размещения вполне логично были назначены окрестности ТСХА!
Идею открытия выставки выдвинули на II съезде колхозников-ударников, проходившем в Москве в 1935 году. Первоначально замышлялось нечто вроде того, что москвичи уже видели в 1923 году. Та первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка открыла свои экспозиции в легких павильонах, быстро сооруженных на месте нынешнего Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. И для организации новой выставки сроки устанавливались сжатые – ее предполагалось открыть уже в 1937 году. Однако первоначальные скромные замыслы сразу же начали претерпевать изменения.
Основные идеи, положенные в основу создания выставки были сформулированы в программе всесоюзного конкурса на эскизный проект генерального плана и павильонов комплекса ВСХВ, объявленного в 1935 году. Наряду с описанием целей и задач будущей выставки сведениями о ее участниках программа четко задавала место расположения экспозиционных площадок.
Под Всесоюзную сельскохозяйственную выставку отводилась территория площадью около 450 гектаров, окружающая городок Тимирязевской сельскохозяйственной академии (Лихоборские Бугры, Выселки, Коптево и Ипатовка) – так называемый Коптевско-Лихоборский участок. При этом пересекающие территорию будущей выставки Михайловское шоссе и проектируемая магистраль вдоль улицы Ипатовки должны были сохраняться.
Согласно первоначальной программе, основной задачей выставки считалась демонстрация продукции машиностроения, химической промышленности и электроэнергетики в применении к сельскому хозяйству. Для этой цели предназначались самые крупные и капитальные здания – Дом колхозов и главные выставочные павильоны. Здания рассчитывались на длительную эксплуатацию, поэтому должны были сооружаться в капитальных конструкциях – кирпиче и железобетоне. Тем самым вполне логичным воспринималось предусмотренное программой размещение выставки рядом с сельскохозяйственной академией – ВСХВ становилась и учебной базой для главного сельскохозяйственного вуза страны.
Однако почти сразу после опубликования программы ее авторы спохватились – предполагаемая выставка более походила на промышленную, нежели на сельскохозяйственную. Ее целью становилась не демонстрация достижений сельского хозяйства, а реклама достижений промышленности, которые могли внедряться в земледелие и животноводство. И хотя такая экспозиция также имела право на осуществление, делать ее основой сельскохозяйственной выставки было нельзя.
Концепцию пришлось быстро пересмотреть. Теперь главной функцией ВСХВ становился показ реальных достижений колхозов и совхозов, обмен передовым опытом, для чего предназначались территориальные павильоны союзных республик и регионов РСФСР и отраслевые (по отраслям сельского хозяйства). Лишь один павильон отводился для механизации и электрификации.
Одновременно с изменением концепции встал вопрос о выборе другого участка, поскольку выяснилось, что ранее намеченное место недостаточно удобно, требует большого объема подготовительных работ, а главное – многочисленных сносов построек и переселений.
Выбор нового участка представлял собой непростую проблему. К ее решению подключились многие известные архитекторы и планировщики. Критерии выбора формулировались четко и жестко. Территория будущей выставки должна была иметь достаточную площадь (и ее резерв на будущее), ровную поверхность, большие лесопарковые массивы, соседствовать со значительными реками или прудами. Поскольку основные сооружения выставки предполагались капитальными, следовало подумать и об их дальнейшем использовании. Очевидно, именно это последнее требование и заставило первоначально обратить внимание на земли, расположенные рядом с Сельскохозяйственной академией имени К. А. Тимирязева.
Именно на самом первом этапе подготовки, в ходе разработки первой программы конкурса, профессор Б. А. Кондратов, руководитель архитектурно-планировочной мастерской Моссовета, рассмотрел несколько вариантов размещения выставки и предложил соорудить ее в долине Жабенки – маленькой речушки, протекающей через Академические пруды в Тимирязевском лесопарке и несущей свои воды в Лихоборку, в свою очередь являющуюся притоком Яузы[151].
Большую часть долины занимали опытные поля Тимирязевской сельскохозяйственной академии, однако их площади было недостаточно, а потому Кондратов считал возможным расширить отводимую территорию за счет земель соседних населенных пунктов – Лихоборских Бугров, Коптевских выселок и части самого Коптева. Намечаемая профессором территория (около 500 гектаров) окружала с севера Тимирязевскую академию. Согласно оценке Кондрашова, затраты на переселение жильцов не должны были превысить 12,5 миллиона рублей. Сама Тимирязевская академия, центр передовой сельскохозяйственной научной мысли, с ее институтами, учебными заведениями, опытно-показательными полями, громадным лесопарковым массивом (более 300 га), дендрологическим парком, питомниками, пасекой, прудовым хозяйством, могла представлять ценнейший и уже готовый экспонат для выставки. А выставка, в свою очередь, могла использоваться для научной работы и развития академии.
Прекрасно решался в этом случае и вопрос с главным домом выставки, который впоследствии должен был превратиться во Дворец колхозника. Его расположение рядом с академией обеспечивало удобство приезжающим в Москву специалистам сельского хозяйства.
И в эстетическом отношении Тимирязевская академия, с ее богатым парком, прудами, живописными окрестностями, являлась одним из красивейших уголков Москвы и служила любимым местом отдыха москвичей. Кроме того, в те годы проектировался так называемый Северный канал, соединяющий Химкинское водохранилище с Яузой. Канал прокладывался через Тимирязевский лесопарк, несомненно добавляя ему привлекательности[152]. Именно этими соображениями и объяснялся выбор указанного в первой программе места выставки – Коптевско-Лихоборского участка. Конечно, учитывалась и возможность быстрой инженерной подготовки территории, обеспечение надежной транспортной связи с Москвой.
Вследствие этого резко возрастало значение Дмитровского шоссе, которое в случае размещения выставки в Коптеве превращалось в основной подъезд к ней и оказывалось в центре внимания городских властей и московских градостроителей. Становились совершенно необходимыми масштабная реконструкция самого шоссе, развитие инженерных сетей, прокладка маршрутов городского транспорта. Наконец, возложение на шоссе функции парадных ворот выставки требовало соответствующего архитектурного оформления.
Казалось, все идет к тому, чтобы в судьбе Дмитровского радиуса произошел счастливый поворот. Организаторы выставки собирались уже объявить закрытый конкурс на разработку проекта планировки выставки и прилегающих территорий. Предполагалось участие лучших московских зодчих – самих И. В. Жолтовского, И. А. Фомина, А. В. Щусева, Г. Б. Бархина, К. С. Мельникова, И. А. Голосова, Б. М. Иофана, Д. Ф. Фридмана, Н. Я. Колли, а также архитектурных мастерских из Ленинграда, Киева и Харькова. Контрольный проект – своего рода исходный эталон для сравнительной оценки – поручался все тому же Кондрашову[153].
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы