Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Квартал под названием «дом 62/10»
Квартал под названием «дом 62/10»
Пожалуй, главной достопримечательностью Новослободской улицы следует считать не наземный вестибюль станции метро, не комплекс Бутырской тюрьмы и не бренные останки монастырского собора. Для небезразличного к судьбам родного города москвича огромный интерес представляет домовладение под № 62/10, хотя к разряду известных московских достопримечательностей оно не относится. Под этим номером на углу с Сущевским Валом скрывается добрый десяток домов, занимающих почти треть отнюдь не маленького квартала. По этапам возникновения и развития этого комплекса можно читать историю массового жилищного строительства в Москве первой половины XX века.
В 1928 году на углу Новослободской и Сущевского Вала был выстроен трехэтажный корпус № 1 для РЖСКТ «Краснопресненское объединение». Одновременно южнее его по улице появился корпус № 2, уже в четыре этажа. Проектировала здания контора «Моспроект». Чертежи покрыты множеством подписей с пометками «проектировал», «проверил», «утвердил», среди которых более или менее уверенно распознаются лишь подписи главного архитектора М. И. Мотылева и архитектора-проектировщика Б. Н. Блохина[62].
По нынешним меркам эти первенцы новой застройки были совсем небольшими, но на тогдашней глухой городской окраине они выглядели настоящими гигантами и задавали новый масштаб будущей застройке всего отрезка улицы.
Впрочем, так продолжалось недолго. Следующие постройки возводились уже пятиэтажными. Особый интерес среди них представляют корпуса под нынешними номерами 19 и 20 (во время строительства они носили номера 17 и 18). Два Г-образных в плане жилых корпуса, развернутые навстречу друг другу, соединены двухэтажной вставкой с широким проездом под ней. Согласно замыслу проектировщиков (часть проектных документов подписал техник А. П. Голубев), в ней должен был располагаться общественный центр квартала, включавший зал собраний, библиотеку, служебные и подсобные помещения[63].
Далее, в 1929–1930 годах, последовали строения под № 16 и № 17, планы которых также напоминали букву «Г» (архитектор Б. Н. Блохин). В них насчитывалось по пять этажей, однако углы были эффектно выделены шестиэтажными «башнями». Руководил строительством В. И. Скосырев. Восточный конец домовладения замкнул четырехэтажный П-образный корпус № 15.
Мощности московского строительного комплекса росли не по дням, а по часам, и уже через несколько лет первые корпуса стали выглядеть какими-то недомерками. В 1936 году архитектор Д. П. Пащевский составил проект их надстройки. Трехэтажный корпус № 1 надстраивался на три, четырехэтажный № 2 – на два этажа, причем над верхними этажами предусматривались антресоли. Фасады получали скромную, но достаточно выразительную отделку плоскими пилястрами. Между домами возводилась солидная кирпичная стенка с тремя проемами для проезда и прохода во двор[64]. Тем самым окончание улицы получало достойное завершение – в виде двух составлявших единый ансамбль шестиэтажных зданий.
Заказчиками надстройки выступали Хрустальный завод Главпарфюмера и Московский станко-инструментальный институт. По их настоянию архитектор Р. Н. Попова, работавшая, как это ни странно, в институте «Таджикгоспроект», переделала запроектированные Пащевским антресоли в мансардные этажи[65]. Дома превратились в семиэтажные. Правда, только с улицы. Проект был реализован в течение 1937–1939 годов.
Вырос в высоту и 15-й корпус. Завод № 320 Наркомата оборонной промышленности решил надстроить его двумя этажами и сделать более нарядными скромные первоначальные фасады. Проект перестройки разработали архитекторы Ф. Ф. Бюллер и В. Ф. Надеждин[66]. Однако в силу каких-то причин полностью реализовать его не удалось, и сегодня корпус № 15 насчитывает всего пять этажей.
Корпуса 1 и 2 жилого комплекса № 62/10 по Новослободской улице
В это же время родился план дальнейшего развития дома № 62/10, который сегодня можно рассматривать как совершенно безумный. Согласно генеральному плану, составленному архитектором Н. Назаровым, квартал должен был разрастись в северном направлении – туда, где сегодня проходит Савеловская эстакада, соединяющая Сущевский Вал с Нижней Масловкой[67]. Примерно по южной границе пандуса нынешней эстакады предусматривалось сооружение еще пяти новых корпусов. Отделка их фасадов увязывалась с только что построенным домом завода «Самоточка» (ныне Сущевский Вал, № 3–5) на противоположной стороне Сущевского Вала. Трудно представить, со сколь тяжкими проблемами столкнулись бы московские строители при сооружении здесь транспортной развязки, если бы почти половина нынешней ширины Сущевского Вала отошла под жилые дома.
К счастью, к этому времени уже вступил в силу Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года, в котором предусматривалась прокладка Третьего кольца по Сущевскому Валу. Искусственное сужение важной транспортной артерии не сулило ничего хорошего, и проект, грозивший максимально затруднить решение будущей транспортной развязки, дальнейшего развития не получил.
Корпус 14 жилого комплекса № 62/10 по Новослободской улице
Но на этом приключения дома № 62/10 не завершились. После окончания Великой Отечественной войны, в начале 50-х годов, сюда вновь пришли строители. Эффектной добавкой к облику комплекса стали корпуса под нынешними номерами 14 и 21. Девятиэтажные башни, встроенные в разрывы между корпусами, соответственно 17 и 19, 16 и 18, архитектор И. А. Звездин оформил подчеркнуто представительно, в духе господствовавшей тогда архитектурной моды[68]. Особую торжественность зданиям придают парные высокие арки, обеспечивающие свободный доступ в замкнутый второй двор.
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Подробности
- № 102 Дом Змеевых
- ПОДРОБНОСТИ
- № 65 Дом Г.Г. Блокка
- № 98 Дом Лопатиных
- Испанский королевский дом
- № 72 Дом М.В. Воейковой
- № 84 Дом Д.Е. Бенардаки
- № 110 Дом Змеевых
- № 53 Дом А.Г. Чадаева
- Невский проспект. Дом за домом
- № 57 Дом Ремесленного училища цесаревича Николая (гостиница «Невский Палас»)