Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления

Перестройки и переделки

Перестройки и переделки

Заметно уступает Малая Дмитровка своей старшей сестре и по качеству застройки. Типичная для московских радиальных магистралей картина – фрагменты между Бульварным и Садовым кольцами выглядят заметно беднее и скучнее, чем начальные, центральные участки, – в полной мере поддерживается Дмитровским радиусом. Это и понятно. Обитатели Малой Дмитровки были не слишком богатыми, и строительству новых домов предпочитали приспособления своих старых построек и пристройки к ним. А потому большая часть домов на улице возникли в результате многократных перестроек и переделок.

Пожалуй, крупнейшим среди подобных сооружений является пятиэтажный дом № 3, возникший в 1910 году в результате объединения и надстройки старых домов. Главный фасад, который архитектор К. Л. Розенкампф украсил шестью ионическими полуколоннами, схож с расположенным напротив зданием Театра имени Ленинского комсомола (еще одно свидетельство творческой удачи Иванова-Шица!). Выходящий в Настасьинский переулок угол здания в соответствии с классическими традициями решен в виде полуротонды.

Рядом с творением Розенкампфа стоит скромный и неприметный домик № 1, открывающий левую сторону улицы (сегодня фасады затянуты густой сеткой – дом ремонтируется). В его основе – барский особняк начала XIX века, который с тех пор претерпел немало изменений. Во время московского пожара 1812 года дом обгорел и был восстановлен в 1819 году. В 1859 году была переделана угловая часть фасада. Этим похвальным делом занимался, как иронизировал рецензент, «комнатный живописец» Колумба, допустивший в отделке нелепости, которые не позволил бы себе ни один грамотный специалист[25]. Заодно тот же критик поиздевался и над соседним домом (который позже вошел в массив доходного дома № 3), обозвав его «жалким рококо». Последовал еще ряд преобразований, и наконец в 1913–1914 годах дом приобрел современный вид – над его выходящей на Малую Дмитровку частью был надстроен третий этаж.


Доходный дом Спасо-Влахернского монастыря. Архитектор В. И. Ерамишанцев. 1914–1915 гг.

А вот бывший доходный дом Спасо-Влахернского женского монастыря (№ 8, строение 1) был выстроен заново в 1914–1915 годах по проекту архитектора В. И. Ерамишанцева. Протяженный корпус поставлен перпендикулярно улице, и на Малую Дмитровку выходит узкий торец. Именно на его оформлении сосредоточил усилия архитектор, оставив остальные стены безо всякой отделки. Зато уличный фасад получился торжественным и монументальным. Два нижних этажа покрыты коричневой штукатуркой, имитирующей грубо колотый гранит. Так же отделаны и поставленные в ряд шесть полуколонн, не очень убедительно изображающие работу по поддержанию трех верхних этажей. Парадоксальный замысел зодчего превратил сугубо утилитарную постройку в один из ярких примеров дореволюционной показушной архитектуры, когда целью домовладельцев и архитекторов являлось пускание пыли в глаза, и роскошными фасадами прикрывали голые и серые задворки. В этом отношении дом следует признать одной из наиболее интересных построек на улице.

Напротив, на пересечении улицы Чехова с Настасьинским переулком, в 1976 году появилось здание Главного телефонного узла Московской городской телефонной сети. В нем были сосредоточены оборудование нескольких телефонных станций, ремонтное бюро, абонентский отдел и другие технические службы. Архитекторы В. Кильпе, Г. Петрова, инженеры-конструкторы М. Геллерштейн, Е. Евсеева[26] спроектировали здание в формах, отвечающих его сугубо деловому назначению. Все четыре фасада устроены практически одинаково и решены чередованием облицованных известняком гладких стен и окон, то вытянутых, ленточных, то узких, вертикальных. Скромный облик здания не вызывал резкого отторжения, и телефонная станция неплохо вписалась в не блещущую особыми достоинствами застройку Малой Дмитровки.

Гораздо хуже воспринимается новая постройка со стороны Настасьинского переулка. Переулок отходит от улицы под тупым углом, и строго квадратный план нового здания разрушил его сложившуюся красную линию. Вдобавок при взгляде со стороны улицы обнажился непривлекательный брандмауэр старого дома.

Перестраивались малодмитровские здания больше ста лет. Новая волна перестроек обрушилась на улицу в начале XXI века. Характерный пример – дом № 7–9. Это одно из самых молодых строений на улице – вместилище контор, под которыми находится подземная автостоянка. Здание выстроено в 2005–2008 годах по проекту архитектурной мастерской № 14 «Моспроект-2», руководимой П. Ю. Андреевым, но не совсем с чистого листа. При строительстве сохранены и включены в новый объем фрагменты двух старых построек – двухэтажного доходного дома 1864 года (№ 7) и особняка второй половины XIX века, в 1898 году перестроенного под доходный дом зодчим Э. С. Юдицким. Часть интерьеров бывшего дома № 9 даже отреставрирована.

Под № 11 стоял заурядный многоквартирный жилой дом, возникший в 1910 году, когда архитектор К. Л. Розенкампф надстроил тремя этажами старый особняк. Дом долгое время служил по своему прямому назначению. Однако в 2000 году было принято решение о реконструкции здания под нежилое. Реконструкция, как это часто бывало, началась со значительных разрушений. Фактически здание было выстроено заново, и в нем разместилась престижная гостиница.

Дом № 10 также числится реконструированным, но сохраненные при «реконструкции» 1996 года фрагменты прежних построек очень незначительны. Все сооружение, включающее четырехэтажное здание в глубине двора и два флигеля по красной линии, выглядит совершеннейшим новоделом. Еще бы – подводку нового фундамента, укладку железобетонных перекрытий и вдобавок устройство подземной автостоянки никакая старая постройка не выдержит.

Приятным контрастом разухабистой пышности является строгий и благородный дом № 12, выстроенный около 1820 года в качестве главного элемента довольно богатой городской усадьбы. Над каменной нижней частью поднимается высокий второй этаж, а над его центральной частью – широкий пятиоконный мезонин. Первоначально фасад украшал шестиколонный портик, но, когда мода на классицизм миновала, его разобрали. В 1905 году архитектор С. М. Жаров украсил главный фасад лепными деталями в классическом духе, что не сильно повлияло на художественные достоинства дома.

Претерпеть изменения пришлось и флигелям усадьбы. В них устраивали квартиры для сдачи внаем. Первым, в 1834 году, подрос на один этаж северный флигель. В 1892 году та же участь постигла и южный, закрепляющий угол Дмитровки и Успенского переулка. Перестройку в 1892 году осуществил архитектор В. Н. Карнеев.

Гораздо хуже выглядят постройки соседнего владения № 14, также сформировавшегося как городская усадьба. Исключительно наивна архитектура бывшего главного дома (строение 1), украшенного четырьмя тощими полуколоннами на уровне второго этажа. Снизу их подпирают подобия пилястр с какими-то завитушками вместо капителей. Очевидно, эти сомнительные архитектурные детали благопристойный классический особняк приобрел в ходе перестроек 70-х и 90-х годов XIX века. Перестраивался и флигель (строение 2) – в 1840 году, возможно, по проекту одного из ведущих зодчих того времени Н. И. Козловского.

Очередной перестроенный особняк числится под № 16. В его основе деревянный дом, построенный в начале XIX века в традициях русского классицизма – с колонным портиком и фронтоном. Но архитектурная мода менялась, сменялись и хозяева участка. В соответствии со вкусами и потребностями дом расширялся и изменял свой облик. То, что можно увидеть на Малой Дмитровке сегодня, получилось в результате последней существенной перестройки, осуществленной в 1893 году по проекту видного архитектора того времени И. П. Машкова. Он добавил к правому торцу старого особняка новый двухэтажный объем, выступающий на красную линию улицы, и устроил в пристройке парадный вход. Вдоль всего фасада протянулась кованая металлическая ограда. Вся композиция, в которой сочетаются элементы классицизма и модерна, приобрела несколько странный, но броский и привлекательный вид. Сегодня дом № 16, несомненно, одна из наиболее симпатичных построек Малой Дмитровки.

А вот соседний особняк (№ 18), несмотря на многочисленные перестройки, сохранил облик, близкий к первоначальному. Изначально главный дом городской усадьбы А. Н. Саймонова был построен в 1780-х годах, возможно по проекту архитектора Н. А. Львова. Тогда фасад двухэтажного дома украшал тосканский портик, а по бокам парадного двора стояли два флигеля. В середине XIX века фасад переделали, придав ему более нарядный и пышный вид, тосканский портик сменился дорическим. Одновременно были перестроены флигели. Самым существенным изменением исходного ансамбля стало появление переходов, соединивших главный дом с флигелями. Северный переход соорудили в 1884 году, южный – после 1901 года. Проезды в первых этажах переходов связывают парадный двор с двумя узкими двориками по бокам дома. Его парадные интерьеры были отделаны архитектором А. Е. Вебером в 1877 году. В целом же дом № 18 остался единственным строением на Малой Дмитровке, в основном сохранившим композицию и облик богатого дома эпохи классицизма.

В 2004 году возник проект строительства во дворе владения № 18 пятиэтажного здания интересной ступенчатой формы (архитекторы А. Асадов, А. Рождественский, Я. Миронова, Е. Фунцева, Э. Эртуганова, А. Натаров)[27]. Конечно же предназначалось оно для сдачи под конторы, хотя на Малой Дмитровке их и так более чем достаточно. Может быть, по этой, а может, и по каким-то другим причинам проект остался на бумаге.

Очень интересно выглядит небольшой двухэтажный домик на углу Дегтярного переулка (№ 13), своими формами и отделкой напоминающий шкатулку для хранения мелких сувениров. В его основе – простой и строгий классический особняк начала XIX века. Когда в 60-х годах XIX века в Москву из Вены и Парижа докатилась мода на архитектурную эклектику, очередная хозяйка домика, купчиха Медведникова, решила привести фасад дома в соответствие с современными требованиями. Переделка была поручена молодому тогда зодчему А. П. Попову[28]. Московские архитекторы еще не успели набить руку на обвешивании домов «ренессансно-барочными» завитушками, и работа Попова лавров не стяжала. Вердикт газетного критика был суров: «Хорошее задавлено дурным»[29].

В начале XX века, в 1904 году эклектика стала считаться дурным тоном, и фасад бедного особнячка пришлось снова обновлять. Архитектор К. К. Гиппиус особенно мудрить не стал, а просто срубил всю поповскую декорацию и покрыл стены светло-коричневой керамической плиткой со светлыми вставками, изображающими архитектурные детали – наличники, тяги, карнизы. В красоте дом вряд ли выиграл, зато приобрел оригинальность – глянцевая керамика бросалась в глаза на фоне матовых штукатурных фасадов соседних построек. Сегодня плитки закоптились, потускнели, но хорошая баня с применением современных моющих средств вернет им былой блеск.

Также с использованием керамической плитки отделан и фасад одноэтажного дома под № 21, стоящего на углу Старопименовского переулка. В его основе – ампирный особняк средней руки, выстроенный около 1820 года. Так же как и другие подобные сооружения на Малой Дмитровке, он многократно менял свою внешность. В 1869 году архитектор М. П. Степанов расширил дом с левой стороны. Затем последовала настоящая волна мелких перестроек: домом занимались архитекторы С. К. Тропаревский (в 1880 году), И. С. Каминский (в 1881 году), Б. М. Эппингер (в 1890 году). Наконец, в 1907–1912 годах архитектор И. С. Кузнецов последовал примеру К. К. Гиппиуса и покрыл фасад, включая пилястры портика, коричневой керамической плиткой. Но в отличие от коллеги, оставил открытыми капители и карниз домика.

В конце улицы на ее правой стороне можно полюбоваться одной из самых нелепых перестроек. Дом № 20, ранее носивший № 22, сначала порывались сломать, но протесты общественности, усмотревшей в нем признаки художественной и исторической ценности, заставили пересмотреть планы. В результате была предпринята очередная реконструкция по проекту А. Бокова и М. Бэлица, в ходе которой сохраненный фасад (единственное, что осталось от старого дома) с боков и сверху окружили современными железобетонными конструкциями.

А на левой стороне выстроились самые высокие из дореволюционных построек на улице – доходные дома № 23, построенный в 1909 году по проекту архитектора К. Л. Розенкампфа, и № 25. Этот последний в 1913 году выстроил для себя новый владелец участка – архитектор Г. А. Гельрих. Интересно, что при равной высоте первый дом насчитывает шесть этажей (точнее, пять плюс полуподвал), а второй – семь (шесть плюс полуподвал). Стоит отметить небольшие барельефы, украшающие два эркера дома № 25. Изображение возничих, укрощающих горячих коней, явно навеяны знаменитыми статуями Аничкова моста в Петербурге. В глубине владения № 29 прячется еще один многоэтажный дом, выстроенный в 1910 году по проекту И. Г. Кондратенко.

Между ними затесалось наивное на вид двухэтажное строение под № 27. Это также плод многократных переделок и перестроек бывшего главного дома городской усадьбы конца XVIII – начала XIX века. Из длинного ряда аналогичных построек его выделяют две пары милых маленьких кариатидок, установленных по сторонам окон боковых пристроек.

Чуть дальше, в середине открытого к улице двора, – довольно скучная и даже несуразная постройка (№ 29, строение 4) – двухэтажный флигель бывшей городской усадьбы. Домик не стоил бы упоминания, если бы не имел мемориального значения. В нем в 1890–1892 годах проживал А. П. Чехов.

Вообще, Малая Дмитровка – самая чеховская улица. Помимо дома № 29 великий писатель останавливался также в домах № 11 и № 12. Поэтому исторически справедливым было присвоение в 1944 году улице имени Чехова.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.099. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз