Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Водопроводный Северный
Водопроводный Северный
Кольцевая автомагистраль помимо своей основной – транспортной – приобрела еще одну функцию. В 1960 году МКАД была объявлена новой границей Москвы. Эту роль она продолжала играть до начала 80-х годов, когда к городу было присоединено несколько участков за кольцом. Но намного раньше московской территорией стали считаться несколько отдаленных от города поселков, население которых обслуживало важнейшие предприятия городского хозяйства столицы. Одним из таких «осколков Москвы» являлся поселок Северный, выросший рядом с Северной водопроводной станцией.
Ее создание было предусмотрено генеральной схемой расширения и реконструкции водоснабжения столицы, утвержденной Советом народных комиссаров СССР еще в 1936 году. Разработка проектных предложений началась немедленно, и к 1939 году трест «Мосводопровод» подготовил плановое задание, в котором предусматривалось целых 16 различных вариантов размещения и конструкции будущей станции. Научно-технический совет Моссовета утвердил так называемый Афанасовский вариант. В соответствии с ним водозабор осуществлялся из Клязьминского водохранилища. Так как Клязьминское водохранилище, в отличие от заповедного Учинского (из которого забиралась вода на Сталинскую, позже Восточную водопроводную станцию), являлось открытым для судоходства и отдыха горожан, воду из него нужно было предварительно отстаивать. Для этой цели проектировался промежуточный отстойник рядом с деревней Афанасово.
Поселок Северный. Общий вид центральной части поселка со стороны Дома культуры
Выбор места для самой станции у деревни Ново-Архангельское был продиктован хорошим санитарным состоянием округи, близостью к северным районам Москвы (куда должна была подаваться вода), высоким расположением на рельефе (для повышения напора), наличием удобных подъездных путей, минимальной площадью отчуждаемых сельхозугодий[169].
Реализации плана помешала начавшаяся война. К идее Северной станции вернулись в конце 40-х годов. К этому времени Москва исчерпала резервы Сталинской водопроводной станции. В новых условиях концепция водозабора была коренным образом пересмотрена. Согласно новому проекту, водозабор осуществлялся из Учинского водохранилища. Водоводы первого подъема шли под землей до Клязьминского водохранилища, пересекали его по дну и затем вновь под землей подходили к станции. Такой подход позволял обойтись без дополнительного отстойника и повысить качество поставляемой в город воды. Специальными постановлениями определялись зоны санитарной охраны Северной водопроводной станции, которая оставалась на месте, выбранном до войны. Туда протянули железнодорожную ветку, а к югу от станции вырос поселок водопроводчиков, в 1952 году получивший название Северного и сразу включенный в состав Москвы.
Застройка центральной части поселка. Вдали – здание школы
Поселок строили по единому проекту, выполненному авторским коллективом в составе Н. Селиванова, З. Государевой, К. Кисловой и многих других архитекторов и инженеров. За чертой Москвы можно было не экономить землю, и авторы вполне резонно запроектировали весь поселок двухэтажным. Замысел удался на славу – к северу от столицы возник настоящий город-сад с уютными четырехквартирными домиками-коттеджами, стоящими посреди зеленых участков.
Большая часть коттеджей относится к двум основным типам. Первый – с легкомысленным острым фронтончиком на фасаде и закругленными окнами на верхнем этаже. Второй – построже, с меньшим количеством излишеств. Дома двух типов чередуются, что создает эффект разнообразия, поскольку на узких поселковых линиях глаз просто не в состоянии охватить одновременно более двух-трех построек.
Чрезвычайно нарядна центральная линия, скорее даже проспект, с широким зеленым бульваром в середине. Его перспективу замыкает самое красивое здание поселка – Дом культуры. Своей несколько наивной пышностью он сильно напоминает кинотеатры, выстроенные в Москве по проектам И. В. Жолтовского.
Помимо жилых домов в поселке выстроены здания управления водопроводной станцией, столовая, пожарное депо. Архитектурной доминантой поселка стал Дом культуры (3-я Северная линия, № 17), выстроенный по типовому проекту, впрочем основательно переработанному Селивановым. Поселковая школа, ныне детский сад (3-я Северная линия, № 15), построена по типовому проекту Н. М. Вавировского и А. П. Великанова.
Большинство строений поселка неплохо сохранились, и сегодня он представляет собой интереснейший образец комплексной малоэтажной застройки начала 50-х годов.
За Северным поселком древний путь на Дмитров продолжается уже за пределами Москвы. Надолго ли? При современных темпах расширения городских границ можно ожидать, что через десяток-другой лет Москвой станет называться вся Московская область, а может быть, и вся Россия…
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы