Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления

В границах 1960 года

В границах 1960 года

Далее Дмитровский радиус проходит под путепроводом малого кольца Окружной железной дороги. Ферма с ездой понизу, перекрывающая всю немалую ширину шоссе, появилась совсем недавно – в начале текущего столетия в ходе реконструкции всей магистрали. До той поры автотранспортные потоки протискивались через два тесных пролета старого моста. А в самом начале XX века дело обстояло еще хуже.

Надо отдать должное проектировщикам Окружной железной дороги. Впервые в Москве они постарались устроить все ее пересечения с шоссейными и другими железными дорогами в разных уровнях – так, чтобы не создавать помех движению. Размеры сооружаемых путепроводов устанавливались в зависимости от важности той или иной магистрали. Для скромного Дмитровского шоссе вполне достаточным был сочтен однопролетный балочный мост, обеспечивавший движение двух рядов транспорта – по одному в каждую сторону – и свободный проход пешеходов.

Когда в 60-х годах XX столетия к северу от Окружной дороги возникли новые густонаселенные районы, старый путепровод перестал справляться с многократно выросшим транспортным потоком. Предпринятая в те годы капитальная реконструкция привела к появлению нового, двухпролетного путепровода, рассчитанного на пропуск трех рядов автомобилей в каждом направлении. Но через сорок лет и он превратился в одно из самых узких мест на всей магистрали.

И тогда параллельно действующему путепроводу началось строительство нового. Две огромные стальные фермы одним пролетом перекрыли все расширенное до десяти полос шоссе. Строительство завершилось в 2008 году, старый мост разобрали. Стальные пути пришлось слегка сдвинуть к северу от старой трассы Окружной дороги. Но все возвращается на круги своя. В связи с подготовкой в организации пассажирского движения по Окружной на ней укладывают третий путь, и мостовая ферма для его пропуска над шоссе ляжет как раз на месте бывшего путепровода.

Окружная дорога, предназначавшаяся прежде всего для обеспечения надежной связи между всеми подходившими к Москве стальными магистралями, неожиданно приобрела еще одну функцию. В 1917 году она стала официальной границей города, поэтому здесь, за путепроводом, Дмитровский радиус выходил за пределы Москвы. Но так продолжалось недолго – уже через несколько лет город в этом месте несколько увеличился. За новую границу была принята речка Лихоборка. При этом москвичами разом сделались все обитатели местных деревень – Верхних Лихоборов и Владыкина, лежавших между указанной речкой и железной дорогой.

Сама Лихоборка, многие годы выступавшая в важной роли городской границы, сегодня протекает под мостом, расположенным примерно в 300 метрах от путепровода Окружной железной дороги. Мост почти незаметен при движении на автомобиле, однако, спустившись с шоссе, можно полюбоваться этой скромной речкой. Она оказалась одним из немногих водотоков в границах МКАД, которые избежали заключения в подземный коллектор. Дело в том, что Лихоборка по-прежнему играет особую роль в жизни Москвы. Она является частью водной системы, по которой сбрасывается в Яузу чистая волжская вода из Химкинского водохранилища.

Из этого огромного резервуара вода по каналу, частично подземному, частично проложенному по поверхности, поступает в Головинские пруды. У северного берега одной из них можно полюбоваться настоящим водопадом, правда не природным, а рукотворным. По узкому бетонному ложу поток с шумом несется в другой канал, проложенный вдоль Кронштадтского бульвара. По каналу вода идет в Лихоборку, которая, в свою очередь, впадает в Яузу. Только благодаря этой постоянной подпитке вторая по значимости московская река является относительно полноводной и более или менее чистой. Та же самая вода позволяет прилично выглядеть и самой Лихоборке. Но так было не всегда. В начале XX века на берегах речки летом располагался лагерем эскадрон Сумского кавалерийского полка. Вниз по течению плыли конская шерсть и помет[158]. Горожанам, имевшим неосторожность снять дачу в Лихоборах, все это, естественно, никакого удовольствия не доставляло.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.377. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз