Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
В границах 1960 года
В границах 1960 года
Далее Дмитровский радиус проходит под путепроводом малого кольца Окружной железной дороги. Ферма с ездой понизу, перекрывающая всю немалую ширину шоссе, появилась совсем недавно – в начале текущего столетия в ходе реконструкции всей магистрали. До той поры автотранспортные потоки протискивались через два тесных пролета старого моста. А в самом начале XX века дело обстояло еще хуже.
Надо отдать должное проектировщикам Окружной железной дороги. Впервые в Москве они постарались устроить все ее пересечения с шоссейными и другими железными дорогами в разных уровнях – так, чтобы не создавать помех движению. Размеры сооружаемых путепроводов устанавливались в зависимости от важности той или иной магистрали. Для скромного Дмитровского шоссе вполне достаточным был сочтен однопролетный балочный мост, обеспечивавший движение двух рядов транспорта – по одному в каждую сторону – и свободный проход пешеходов.
Когда в 60-х годах XX столетия к северу от Окружной дороги возникли новые густонаселенные районы, старый путепровод перестал справляться с многократно выросшим транспортным потоком. Предпринятая в те годы капитальная реконструкция привела к появлению нового, двухпролетного путепровода, рассчитанного на пропуск трех рядов автомобилей в каждом направлении. Но через сорок лет и он превратился в одно из самых узких мест на всей магистрали.
И тогда параллельно действующему путепроводу началось строительство нового. Две огромные стальные фермы одним пролетом перекрыли все расширенное до десяти полос шоссе. Строительство завершилось в 2008 году, старый мост разобрали. Стальные пути пришлось слегка сдвинуть к северу от старой трассы Окружной дороги. Но все возвращается на круги своя. В связи с подготовкой в организации пассажирского движения по Окружной на ней укладывают третий путь, и мостовая ферма для его пропуска над шоссе ляжет как раз на месте бывшего путепровода.
Окружная дорога, предназначавшаяся прежде всего для обеспечения надежной связи между всеми подходившими к Москве стальными магистралями, неожиданно приобрела еще одну функцию. В 1917 году она стала официальной границей города, поэтому здесь, за путепроводом, Дмитровский радиус выходил за пределы Москвы. Но так продолжалось недолго – уже через несколько лет город в этом месте несколько увеличился. За новую границу была принята речка Лихоборка. При этом москвичами разом сделались все обитатели местных деревень – Верхних Лихоборов и Владыкина, лежавших между указанной речкой и железной дорогой.
Сама Лихоборка, многие годы выступавшая в важной роли городской границы, сегодня протекает под мостом, расположенным примерно в 300 метрах от путепровода Окружной железной дороги. Мост почти незаметен при движении на автомобиле, однако, спустившись с шоссе, можно полюбоваться этой скромной речкой. Она оказалась одним из немногих водотоков в границах МКАД, которые избежали заключения в подземный коллектор. Дело в том, что Лихоборка по-прежнему играет особую роль в жизни Москвы. Она является частью водной системы, по которой сбрасывается в Яузу чистая волжская вода из Химкинского водохранилища.
Из этого огромного резервуара вода по каналу, частично подземному, частично проложенному по поверхности, поступает в Головинские пруды. У северного берега одной из них можно полюбоваться настоящим водопадом, правда не природным, а рукотворным. По узкому бетонному ложу поток с шумом несется в другой канал, проложенный вдоль Кронштадтского бульвара. По каналу вода идет в Лихоборку, которая, в свою очередь, впадает в Яузу. Только благодаря этой постоянной подпитке вторая по значимости московская река является относительно полноводной и более или менее чистой. Та же самая вода позволяет прилично выглядеть и самой Лихоборке. Но так было не всегда. В начале XX века на берегах речки летом располагался лагерем эскадрон Сумского кавалерийского полка. Вниз по течению плыли конская шерсть и помет[158]. Горожанам, имевшим неосторожность снять дачу в Лихоборах, все это, естественно, никакого удовольствия не доставляло.
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Месяца индийского года
- Первопечатный Апостол 1564 года.
- Благодарности
- Коррупция и прочие неприятности на границах
- Страны и их регионы, куда не рекомендуется ездить (май 2015 года)
- БЛАГОДАРНОСТИ И ВСТУПЛЕНИЕ
- Предисловие автора к изданию 1913 года
- Соронг – 1 апреля 2008 года
- Слова благодарности
- Темень года и «цветник»
- Вершина года
- Коломенское Благодать московская