Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления
Начало «Пищевой индустрии»
Начало «Пищевой индустрии»
Сотрудникам строящихся институтов, естественно, требовалось жилье, и вследствие этого к югу от институтских зданий развернулось строительство обширного жилого массива. Его генеральный план в 1930 году разработали архитекторы И. Герман и А. Вигдорчик. Как обычно, не обошлось без легких, по существу временных построек. В частности, в западной части отведенного под жилье участка появился фибролитовый на деревянном каркасе дом для аспирантов. А первенцем капитального строительства стал пятиэтажный жилой дом ВНИИ зерна (ныне № 1, корпус 1 по Дмитровскому шоссе), выстроенный в 1931–1935 годах. Это сооружение выделяется как своей очень большой для домов того времени длиной – целых десять секций, так и необычной расцветкой – чередованием красных и белых горизонтальных полос.
Первоначальный проект выполнили архитекторы строительного бюро Наркомата торговли С. Власьев, М. Шуцман, З. Соколова, И. Герман[106]. Они же запроектировали во дворе и второй аналогичный корпус. А дальше пошли сплошные неурядицы. Царившие в начале 30-х годов строительную неразбериху и самовольство заказчиков характеризует тот факт, что проект дома, достигшего к марту 1933 года 90 процентов готовности, так и не был утвержден! Да и для второго корпуса уже был заложен фундамент.
К этому времени казарменный внешний вид дома № 1 перестал удовлетворять как заказчика, так и органы строительного надзора столицы. Оформление его фасада было поручено переработать архитектору Л. Н. Шаповалову и студенту Московского инженерно-строительного института С. В. Билю. Они предложили надстроить над домом шестой этаж, пристроить колоннаду и завершить всю композицию небольшой башней[107].
Полной переработке подвергся и проект второго, дворового корпуса. Вместо него (и с использованием заложенных фундаментов) решено было выстроить жилой дом РЖСКТ «Пищевая индустрия». Архитектурные вкусы успели поменяться, подчеркнутый аскетизм рубежа 20–30-х годов сменился тягой к приданию зданиям более нарядного, приветливого вида. В силу этого комплексом занялся архитектор А. В. Снигарев (по некоторым данным, вместе с ним работал И. О. Гохблит)[108]. В 1934 году он представил новый проект. Место одного тылового корпуса занимали целых три, обозначенные литерами А, В и С.
Первый, выходящий на Дмитровский проезд корпус зодчий снабдил угловой башней в восемь этажей, причем верхний выделялся круглыми окнами, а над ним нависал тяжелый, почти классический карниз. Все три корпуса ставились в плане «лесенкой», так как отведенный под застройку участок по диагонали срезала линия трамвая, которая в те годы шла от путепровода под путями Калининской (ныне Рижского направления) железной дороги к нынешней улице Костякова – прямо через нынешний квартал на углу Дмитровского шоссе и Дмитровского проезда. Стройка шла довольно быстро по тем временам, и уже в 1934 году первые секции дома были сданы в эксплуатацию[109]. Однако дальше дело пошло хуже. Десятая и одиннадцатая секции корпуса В были сданы лишь в 1936 году, корпус А вошел в эксплуатацию в 1937 году[110], С – на год позже.
Корпус А, формирующий юго-западный угол комплекса, состоит из выдвинутой вперед восьмиэтажной квадратной в плане угловой башни и примыкающих к ней боковых крыльев, пятиэтажного с восточной и шестиэтажного с северной стороны. Внизу башни размещены торговые помещения с большими витринами. Окна третьего – пятого этажей обрамляют профилированные наличники. Вдоль третьего этажа тянется сплошная лента балконов, отдельные балконы имеются на пятом этаже. Вход, расположенный на стыке башни и северного крыла, оформлен двухколонным портиком. Сложная композиция корпуса способствует особенно эффектному восприятию всего комплекса со стороны Дмитровского проезда.
Корпуса В и С не столь эффектны, но все равно их скромное, но нарядное оформление оставляло весьма приятное впечатление, особенно если учесть, что расположены они в глубине двора, а дворовым постройкам архитекторы того времени особого внимания, как правило, не уделяли. Несколько лет назад корпус В сломали, и сегодня два оставшихся от комплекса куска числятся как корпуса 1 и 3 дома № 4 по Дмитровскому проезду.
- «Неудачник плачет, кляня свою судьбу…»
- Дмитров и Дмитровки
- У истоков театральных пожаров
- Пламя театральной Дмитровки
- Драмы музыкального театра
- С небес и из-под земли
- Казаков, Бакарев и Мейснер
- Не всякий дом памятник
- Институт Ленина от Советской площади до Дмитровки
- Первый проект реконструкции
- Федерация федеральной федерации
- От трамвая до двух ног
- Несостоявшаяся Новая Дмитровка
- Парковая маниловщина
- Следы Новой Дмитровки
- Замечательная «Россия»
- Дмитровка Малая
- Литературно-художественные планы
- Перестройки и переделки
- Красавица из Путинок
- Исчезнувшие кварталы
- То шире, то уже
- Девушки с веслами и гармонисты
- Скандальные арки
- Недостающее звено
- «Оружейный» и другие
- Итальянский квартал и храм-киностудия
- Неужели повезло?
- Неудачи метростроителей
- Миусские общежития
- У истоков обвальных традиций
- От Селезневской до Лесной
- Прекрасные мечты 7-й мастерской
- Архитектурные неудачи Лесной
- Что осталось от Казакова
- Не тупой тупик
- Разное жилье Новослободской
- Шум на тихом Вадковском
- Последняя обитель скорби…
- Квартал под названием «дом 62/10»
- Новостройки 20-х
- Пятьдесят вагонов бумаги
- Три возраста и две трагедии «Правды»
- Дом на горе
- Невезучий вокзал
- Транспортные проблемы вокзальной площади
- Первая трехуровневая
- Дым столбом…
- Из истории Бутырок: слава и бесславие
- «Пожар способствовал ей много к украшенью»
- Улица начинается с обвала
- Новый масштаб Бутырок
- Мельниковская «Свобода»
- Планы Ловейко: закончились, не начавшись
- Нелегкая судьба храма
- Путепроводы и трамваи Бутырок
- Конец вятского трамвая
- Дмитровский или Тимирязевский?
- Пищевая наука
- Начало «Пищевой индустрии»
- Арки архитектора Маркузе
- Новые институты
- Интересные тылы Дмитровки
- Реконструкция шоссе
- У Красностуденческого
- Встречные-поперечные
- Реконструкция топонимики
- Академическое Петровско-Разумовское
- «Архитект Кокорев» или другие?
- От усадьбы к академии
- Храм и трамвай
- Академия в развитии
- «Собрались мы в твои общежитья, столица…»
- Лиственничная аллея
- Дома и дачи Петровско-Разумовского
- Счастливый шанс
- Судьбы крутые повороты
- Новый транспорт
- Нижне-Дмитровское шоссе
- Троллейбус в огне
- В границах 1960 года
- Кварталы Бескудникова-Дегунина
- Полвека без метро
- Архитектурные акценты Бескудникова
- Эволюции Вагоноремонта
- Два адреса ВИСХОМа
- Рубеж Москвы
- Последняя катастрофа
- Водопроводный Северный
- Все еще впереди
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Начало воздухоплавания в Севастополе
- Начало
- Светское начало и итальянизмы
- Начало истории
- Начало освоения
- Начало освоения. 1700–1777 гг
- Начало освоения. Весь XVIII в., начиная с основания Петербурга
- Город Крестовск. Начало XX в.
- Начало нуля
- Эль-Аламейн и позже: начало новой эры
- Начало колониальной эпохи: Нельсон и Наполеон
- Начало древних династий: пирамиды в пустыне