Книга: Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления

Миусские общежития

Миусские общежития

Почти напротив наземного вестибюля «Новослободской» на запад от улицы уходит узенький Весковский переулок. Стоящие по его сторонам дома особого интереса не представляют, зато перспективу замыкают солидные корпуса, явно составляющие единый комплекс, но при этом вопиюще разностильные. Стоит не пожалеть времени и пройти короткий переулок, чтобы поближе познакомиться с ними. Как история, так и архитектура этих зданий того заслуживает.

С 1912 года на Миусской площади красовалось величественное здание Народного университета имени А. Шанявского. Его план был разработан Н. А. Эйхенвальдом, а фасад спроектировал И. А. Иванов-Шиц. Он уже упоминался как автор Купеческого клуба (позже Театра имени Ленинского комсомола). Действительно, решения фасадов двух зданий очень похожи.

После Великой Октябрьской социалистической революции здание было занято Коммунистическим университетом имени Я. М. Свердлова, и почти сразу вокруг него начал формироваться своеобразный университетский городок. Первой задачей стало сооружение домов для учащихся, поскольку бывший Народный университет размещением своих «студентов» не занимался и общежитиями не располагал.


Строительство общежитий Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова

Стройка началась в 1930 году. По проекту А. З. Гринберга и Н. Я. Тихомирова[43] предполагалось соорудить десять девятиэтажных общежитий – все практически на одно лицо – гигантские пластины с рядами одинаковых окон, оживленные лишь узким ризалитом с вертикалью сплошного остекления лестничной клетки. Как это часто бывало, строительство сильно затянулось, и к 1935 году успели возвести лишь четыре корпуса. К этому времени архитектурный аскетизм конца 20-х – начала 30-х успел приесться, и отделку общежитий решили переработать.

Этим похвальным делом занялись И. В. Гохман, С. Ф. Кибирев и М. К. Костанди из 4-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета[44]. Руководил мастерской И. А. Голосов, и, возможно, поэтому их проект сильно напоминал общее решение фасадов одного из наиболее известных творений Ильи Александровича – жилого дома на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка. Нижние этажи оформлялись подобиями пилястр, верхние членились сильными горизонтальными поясами. Узкий ризалит превратился в мощный башенноподобный объем, в угол которого были эффектно врезаны лоджии с легкими колоннадами. Но и здесь широкие замыслы в полном объеме осуществить не удалось – переделке подвергся лишь один, самый северный корпус (ныне 1-я Миусская улица, № 6, строение 3).

Завершить комплекс удалось лишь после войны. В 1952–1955 годах на 3-й Миусской улице (позже получившей имя Готвальда) шло строительство самого крупного корпуса для общежития и гостиницы Высшей партийной школы, в которую был преобразован бывший свердловский университет. Руководитель 2-й магистральной мастерской «Моспроекта» К. С. Алабян вместе с архитектором В. Скаржинским и инженером Г. Чернышевым спроектировал внушительное сооружение, центральная часть которого насчитывала одиннадцать, а боковые крылья – по восемь этажей[45]. Монументальность достигалась членением фасадов могучими пилонами, зрительно увеличивавшими высоту здания и подчеркивавшими мощь его стен. Этот сам по себе эффектный прием широко использовался московскими зодчими в начале 50-х годов. Однако в доме на 3-й Миусской (ныне Миусская площадь, № 6, строение 5) архитекторы слегка переусердствовали, усложнив композицию введением в нее раскрепованных ризалитов. Вдобавок вертикальные членения пересекались сильными горизонтальными поясами. Возникшее противоречие нарушило единство композиции[46].

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.638. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз